Евгений Мирошниченко (nadmirom) wrote,
Евгений Мирошниченко
nadmirom

Categories:

ШКОЛА ОБЩЕСТВЕННОГО ДИПЛОМАТА

Материалы 1-ой встречи

О термине и понятии «общественная дипломатия»

В последние годы публичная дипломатия заняла одно из ключевых мест во внешнеполитической деятельности Соединенных Штатов. Как эксперты, так и представители исполнительной и законодательной власти признают эффективность публичной дипломатии и необходимость ее использования для создания благоприятной атмосферы за рубежом, способствующей успешному проведению политических, военных или экономических акций.

В рамках школы общественного дипломата, наша задача переориентировать возможности, инструменты, технологии общественной дипломатии на внутреннюю политику России с целью развития и гармонизации национальных отношений. Сегодня в России есть все основания использовать общественную дипломатию, созданную, как инструмент международных отношений, для внутренней политики. В первую очередь это связано с многонациональным, многоконфессиональным составом России. Национальная политика России должна начать использовать возможности и перспективы общественной дипломатии.

Изучая понятие «общественная дипломатия», мы будем опираться на опыт и исследования западных специалистов. Российский опыт общественной дипломатии, насчитываемый 85 лет, требует отдельного обсуждения. Прежде чем приступить к адаптации общественной дипломатии, как инструменты международной политики, к задачам внутренней национальной политики, требуется изучить опыт ОД в международных отношениях.

В международных отношениях термин «общественная дипломатия» (или «публичная дипломатия», public diplomacy) возник для обозначения аспектов международной дипломатии, не относящихся к взаимодействию между государственными структурами. Общепринятого определения «общественной дипломатии» пока не существует.

Одно из наиболее ранних (1965 г.) принадлежит декану Школы права и дипломатии Университета Тафта Эдмунду Галлиону, обозначившему этим термином «программы, финансируемые правительством, направленные на информирование и воздействие на общественное мнение в других странах».

Одним из наиболее точных определений общественной дипломатии является «продвижение национальных интересов через информирование, завлечение и влияние на людей»

Цели публичной дипломатии:

- обеспечение национальных интересов, защита целей национальной внешней политики, обеспечение национальной безопасности;

- усиление целенаправленного влияния на зарубежную аудиторию, установление более глубокого понимания между народами;

- формирование у зарубежной аудитории положительных взглядов на цели и ход реализации проводимой государством внешней и внутренней политики, добровольное принятие соответствующих установок;

- создание благоприятных условий и обеспечение поддержки общественного мнения зарубежных стран конкретным акциям данного государства на международной арене;

- строительство долгосрочных и доверительных отношений с зарубежной аудиторией;

- достижение лучшего понимания ценностей и институтов собственного государства за рубежом;

- расширение диалога между гражданами своей страны и зарубежными партнерами;

- повышение привлекательности и улучшение имиджа страны.



Член-корреспондент РАН, ректор МГИМО (У) МИД России А. В. Торкунов обращает внимание на то, что, говоря об общественной дипломатии, обычно имеют ввиду ситуацию, когда гражданское общество активно включается в создание современного мироустройства и современных международных отношений, а, значит, приходится отказываться от классической формулы, в соответствии с которой дипломатия является наукой о взаимоотношениях государств и их руководителей. В отличие от официальной, общественная дипломатия общается с гражданами, принадлежащими к другим сообществам (странам, регионам, МПО).



Понятие «общественной дипломатии» тесно связано с разработанной известным американским политологом Дж. Найем-младшим концепцией «мягкой силы» (soft power, в других переводах — «мягкая мощь», «мягкое могущество») — способности добиваться желаемого на основе добровольного участия союзников, а не с помощью принуждения или подачек. Дж. Най-младший отмечает, что «мягкая сила» проявляется в побуждении лиц к принятию определенных установок, причем в отличие от «жесткой силы» «мягкая» способна достигать той же цели, будучи при этом намного дешевле в применении.

На ровне с термином «общественная дипломатия» в литературе используются синонимы: публичная дипломатия, пропаганда, стратегические коммуникации, психологические операции.

После терактов 11 сентября 2001 г. официальный Вашингтон сформулировал фундаментальные основы публичной дипломатии. Бывший посол США в Сирии и Алжире, ныне занимающий пост старшего советника Госдепартамента по вопросам общественной дипломатии, Кристофер Росс выделил семь «столпов» или принципов общественной дипломатии.



Первый принцип – политическая составляющая. Основной обязанностью объявляется обеспечение понимания иностранной аудиторией политики в том виде, какая она есть, а не как о ней говорят или думают другие.

Например, Американское правительство предпочитает предлагать свою версию событий и заполнять собственной информацией максимально возможное количество зарубежных печатных изданий, телевизионных и радиоэфиров.

Вторым принципом является необходимость разъяснять политику, показывая ее рациональность и обосновывая ее фундаментальными ценностями.

Третий принцип общественной дипломатии: делать обращения к международной общественности последовательными, правдивыми и убедительными.

Четвертый принцип – умение адаптировать обращения к конкретным целевым аудиториям, для чего составляющие ее целевые сегменты подвергаются постоянному изучению.

Пятое – работа не только с узкими целевыми сегментами, но и – через печатные и электронные СМИ – с широкими массами. Пятая основа публичной дипломатии состоит в признании печатных и электронных СМИ в качестве главного инструмента информационных программ. В век спутникового телевидения и Интернета, когда политические обращения стали молниеносной реакцией на любые события, молчание рассматривается как вакуум, который СМИ заполнят еще чьей-то точкой зрения

Шестой принцип – взаимодействие с различными партнерами для охвата новых представителей целевой аудиторий, создание альянсов, посредством которых можно охватывать новые широкие аудитории.

Государственный департамент старается привлекать к сотрудничеству жителей тех стран, на которые нацелены программы публичной дипломатии США. Есть мнение, что молодые арабы и мусульмане, муллы, журналисты и ведущие телепрограмм, поддерживающие США, вызывают несравнимо больше доверия, чем американский дипломат.

Седьмой принцип общественной дипломатии – это активное «международное общение и программы обмена».



Общественную дипломатию нужно рассматривать как гуманитарную технологию нового поколения.



Карен Хьюз, заместитель Госсекретаря США по публичной дипломатии и общественным отношениям говорит: «Публичная дипломатия – это вовлечение, информирование и помощь в понимании нашей политики, действий и ценностей – но я всегда держу в памяти, что для того, чтобы нас понимали, мы сначала должны сами поработать, чтобы понять всё самим», – это очень важное для нас замечание, так как одна из проблем развития национальных отношений в России – это отсутствие объективного понимания происходящих процессов, их причин и следствий.

Близкий к «общественной дипломатии» термин «стратегическая коммуникация», который предпочитают в аналитических материалах министерства обороны США, определяют как: «Фокусирующие усилия правительства на понимание и вовлечение ключевых аудиторий с целью создать, усилить и сохранить условия благоприятные для продвижения интересов Соединённых Штатов, политики и целей, посредством скоординированных программ, планов, тем, мессиджей, продуктов, синхронизированных с действиями всех инструментов национальной мощи»

Если адаптировать определение «стратегических коммуникаций» министерства обороны США к нашим задач, то можно сказать, что перед общественными дипломатами стоит задача: сфокусировать усилия гражданского общества и государственной власти на понимании и вовлечении ключевых аудиторий многонациональной России с целью создать, усилить и сохранить условия благоприятные для продвижения государственных, национальных интересов России, межнациональной политики и целей, посредством скоординированных программ, планов, тем, посланий, продуктов, синхронизированных с действиями всех инструментов государственных и общественных институтов.



Средства публичной дипломатии:

- формирование «месседжа» (посыл, идея, послание) для трансляции за рубеж, информирование массовых аудиторий и отдельных групп и людей, аргументированное изложение и разъяснение внутренней и внешней политики государства, честный и открытый диалог;

- анализ того, как этот «месседж» понимается различными общественными группами, изучение настроений иностранного общественного мнения;

- воздействие на тех, кто формирует общественное мнение;

- создание и развитие инструментов коммуникации и убеждения, прямые контакты между общественными институтами, средствами массовой информации, группами людей и частными лицами из разных стран;

- активный международный обмен, создание спонсируемых государственными структурами культурных, образовательных и информационных программ;

- вовлечение студентов в программы обмена, организация семинаров и встреч с представителями государства, предпринимательского, культурного и научного сообществ;

- пропаганда своих ценностей посредством кино, телевидения, радио, музыки, спорта, видеоигр, театра, туризма, общения в Интернете и других форм социальной и культурной активности.



О государственных интересах

Фундаментальные государственные интересы:

1) территориальная целостность,

2) независимость или политический суверенитет,

3) сохранение господствующего строя, т. е. политико-экономический режим,

4) экономическое развитие и процветание,

5) сохранение господствующей идеологии,

6) национально-культурная самобытность.

В западной политологии интересы «идеология» и «национально-культурная самобытность» обозначают термином «ценности». Например, в США под капиталистическими ценностями понимают рынок и демократию, а под самобытностью – американский образ жизни.



Для общественного дипломата хоть на внешней арене, хоть во внутренней политики государственные интересы являются основаниями и высшими ценностями, для защиты и продвижения которых он работает.

Для дальнейшей работы рекомендовано познакомиться с ключевыми документами национальной безопасности Российской Федерации (можно найти на сайте Совета Безопасности Российской Федерации http://www.scrf.gov.ru/documents/1/):

Конституция Российской Федерации
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года
Концепция внешней политики Российской Федерации
Концепция государственной национальной политики Российской Федерации
И другие
Выдержки из Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года:

«Национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу заключаются:

в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;
в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации;
в превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.
[…] Укреплению национальной безопасности в сфере культуры будут способствовать сохранение и развитие самобытных культур многонационального народа Российской Федерации, духовных ценностей граждан…

[…] Решение задач обеспечения национальной безопасности в сфере культуры в среднесрочной и долгосрочной перспективе достигается за счет признания первостепенной роли культуры для возрождения и сохранения культурно-нравственных ценностей, укрепления духовного единства многонационального народа Российской Федерации и международного имиджа России в качестве страны с богатейшей традиционной и динамично развивающейся современной культурой…
Tags: Моя история, кпн
Subscribe

Posts from This Journal “Моя история” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments